Архив для Сентябрь 7th, 2008

Соколов Авдий Иванович

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Соколов (Авдий Иванович, 1824 - 1893) - педагог и публицист; учился в Казанском университете по словесному факультету; недолго читал в Казанском университете лекции по кафедре славянских наречий, затем был инспектором Пензенского института, самарской и саратовской гимназий. Редактировал “Саратовский Справочный Листок” и “Саратовские Губернские Ведомости”; напечатал “Краледворская рукопись и суд Любуши” (1846), “Об исторических народных песнях сербов” (1854), “Раскол в Саратовском крае” (1888), “Черты нравов из русского быта в XVII веке” (1890), “Русские имена и прозвища в XVII веке” (1891), “Славянские сказки” (несколько изданий) и другие.

Стефан (в миру Николай Павлович Архангельский)

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Стефан (в миру Николай Павлович Архангельский, родился в 1861 г.) - духовный писатель, воспитанник Казанской духовной академии, епископ могилевский и мстиславский. Главные его труды: “Задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения” (Симбирск, 1894, магистерская диссертация); “Иннокентий, архиепископ херсонский, как учитель христианской нравственности” (Казань, 1899); “Слова и речи” (Харьков, 1904); “Таинства и обряды православной церкви” (ib., 1904).

Ермолаевы

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Ермолаевы - русские дворянские роды. Два из них восходят к XVII веку и внесены в VI часть родословной книги Калужской губернии и I часть родословной книги Тверской губернии. Лев Дмитриевич Ермолаев, за отличие в войну с Турцией, пожалован вотчинами. Остальные роды Ермолаевы, числом тринадцать, позднейшего происхождения. В. Р.

Богдан Обакумович (Аввакумович)

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Богдан Обакумович (Аввакумович) - сначала тысяцкий, потом посадник новгородский. В Летописях находим о нем следующие известия. В 1385 г. после того, как великокняжеские бояре Федор Свибло, Иван Уда и Александр Белеут собрали в Новгороде черный бор, посадник Федор Тимофеевич и Богдан Аввакумович (по Никоновой летописи - тогда тысяцкий) собрали зимой вече, на котором постановили: не ходить на суд в Москву к митрополиту, и определили правила для гражданского суда. В 1391 г. Богдан А. был уже посадником; в этом году осенью в Изборске назначен был съезд новгородцев с немцами, с которыми не было мира уже семь лет; из Новгорода явились представителями: посадники Богдан А. и Федор Тимофеевич, тысяцкий Осип Фалалеевич и др.; немецкие представители явились из Любека, Готланда (Готский берег), Риги, Дерпта, Колывани (Ревеля) и др. городов. Мир был заключен, и в том же году зимой немцы вновь начали ставить в Новгороде двор свой. Под 1394 г. есть в летописях известие, что новгородцы отняли посадничество у Осипа Захарьевича , на место которого выбрали Богдана А., следовательно во второй раз. В 1397 г. вел. кн. Василий Дмитриевич без кровопролития овладел Заволочьем (Двинской землей), принадлежавшим Новгороду, и некоторыми городами в Новгородской области; по этому случаю новгородцы снарядили к великому князю посольство, во главе которого стоял посадник Богдан А., и которое отправилось в Москву вместе с новгородским владыкой Иоанном , которого вызывал к себе митрополит; посольство это, однако, не имело успеха. Летописи отмечают еще, под 1392 г., что Богдан А. вместе с своими уличанами поставил каменную церковь св. Симеона на Чудинцевой улице. Время кончины его неизвестно. А. Э.

Ивановский Алексей Осипович

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Ивановский, Алексей Осипович - синолог, профессор Петербургского университета (1863 - 1903), занимавшийся, кроме китайского языка, маньчжурским, тибетским и монгольским. В 1889 - 1891 годах был командирован в Китай и Маньчжурию. Важнейшие труды: “Материалы для истории инородцев юго-западного Китая” (2 вып., СПб., 1887; магистерская диссертация); “Юнь-наньские инородцы в период династий Юань, Минь Дай-цинь” (СПб., 1889, докторская диссертация); “Mandjurica I. Образцы солонского и дахурского языка” (СПб., 1894); “Маньчжурская хрестоматия” (2 вып., СПб., 1893 и 1895). Был сотрудником 86-томного “Энциклопедического Словаря” Брокгауз-Ефрона.

Анатолий (в миру Андрей Ключарев)

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Анатолий (в миру Андрей Ключарев) - см. в статье Анатолий (имя русских духовных лиц) .

Имин-Гирей

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Имин-Гирей - царевич казанский, сын хана Саип-Гирея, предпринимал ряд опустошительных, хотя и отбитых русскими набегов на Ростовскую, Северскую области (1539 - 1542).

Калиновский Григорий

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Калиновский (Григорий) - армейский прапорщик, автор книги “Описание свадебных украинских простонародных обычаев, в Малой России и в Украинской губернии, также и в великороссийских слободах, населенных малороссиянами, употребляемых” (Санкт-Петербург, 1772). Это одна из первых книжек, посвященных малорусской этнографии, очень любопытная для своего времени; переиздана: 1) в “Архиве историко-юридических сведений”, Калачова , II, 2-я половина, и 2) в “Харьковском Сборнике”, 1889, выпуск 3. Автор “Описания”, по всей вероятности, одно лицо с Григорием Калиновским, севского карабинерного полка поручиком, переведшим с польского комедию “Пропавший кот” (Санкт-Петербург, 1791). Ср. Горленко , “107 лет южнорусской этнографии” (”Киевская Старина” 1884, ¦ 3); Пыпин , “История русской этнографии” (III, 412).

Муханова Мария Сергеевна

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Муханова, Мария Сергеевна - мемуаристка (1803 - 1882), фрейлина Высочайшего двора. Ее “Записки” напечатаны в “Русском Архиве” (1878) и затем изданы отдельно (М., 1878). Ею учреждена премия при Академии Наук за “Жизнеописание императрицы Марии Феодоровны”, в 5000 рублей, с % на них с 1879 года.

Долгорукова Наталья Борисовна

Воскресенье, Сентябрь 7th, 2008

Долгорукова, Наталья Борисовна - княгиня (1714 - 1771), дочь фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева . Страстно полюбив любимца юного императора Петра II , И.А. Долгорукова , она обручилась с ним в конце 1729 г. Когда, вслед за тем, скончался Петр II, ее родные, зная нерасположение Анны Иоанновны к Долгоруковым, уговаривали ее отказать князю Ивану, но она с негодованием отвергла эти советы. Свадьба Долгоруковой состоялась 6 апреля 1730 г., а через три дня семью Долгоруковых постигла ссылка. В Березове у Долгоруковой родился сын Михаил, и мать вся отдалась его воспитанию. Первые годы пребывания в Березове прошли для Долгоруковой довольно сносно, потому что тягости ссылки смягчались для нее любовью мужа и привязанностью к сыну. В 1738 г., несколько дней спустя после увоза князя Ивана из Березова, у Натальи Борисовны родился второй сын, Димитрий. Он страдал впоследствии нервным расстройством. В конце 1739 г. Долгорукова послала императрице прошение, где просила, если ее муж жив, не разлучать ее с ним, а если не жив, то разрешить ей постричься. Только из ответа на это прошение она узнала, что мужа ее уже нет на свете. Ей позволено было вернуться к брату. По приезде в Москву (в самый день смерти императрицы Анны), Долгорукова изменила свое намерение немедленно постричься. У нее на руках остались два малолетних сына, которым нужно было дать воспитание. Когда старший из них, Михаил, достиг совершеннолетия, она определила его в военную службу и женила, а с младшим, который оказался неизлечимым, уехала в 1758 г. в Киев, где и постриглась в Фроловском монастыре под именем Нектарии. В 1767 г. она приняла схиму. Вскоре после того умер на ее руках меньшой сын, и Долгорукова всецело предалась молитве и подвижничеству. Сделавшиеся известными через 70 лет после ее смерти “Записки”, доведенные только до приезда ее в Березов, занимают одно из видных мест среди литературных памятников первой половины XVIII в. Помимо своего значения для характеристики нравов начала царствования Анны Иоанновны, “Записки” эти представляют прекрасный образец душевной исповеди, написанной просто, но с большой силой и подкупающей искренностью. Судьба княгини Долгоруковой служила много раз темой для поэтов; ей посвящены одна из “Дум” Рылеева и получившая громкую известность поэма Козлова . Но все эти произведения бледнеют в сравнении с бесхитростным рассказом самой княгини. См. статью Д.А. Корсакова в “Историческом Вестнике” (1886, февраль) и книгу того же автора: “Из жизни русских деятелей XVIII в.”. Данные о жизни Долгоруковой в ссылке - в статье С.Н. Шубинского “Исторические ссыльные в Березове и Пелыме” в XI т. “Живописной России”; статью “Н.Б. Долгорукова” в “Отечественных Записках” (1858, январь); княгиня П.В. Долгорукова: “Сказание о роде князей Долгоруких”; “Воспоминание о княгине Н. Долгоруковой” (”Киевские Губернские Ведомости”, 1851, ¦ 25). Исправный текст “Записок” Н.Б. Долгоруковой помещен в “Русском Архиве” (1867) и повторен в издании “Дешевой библиотеки” (А.С. Суворина , Санкт-Петербург, 1896), с приложением краткой биографии Долгоруковой, и в книге “Время императора Петра II и Анны Иоанновны” (Москва, 1910).

Navigation

Search

Archives

Сентябрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Синдикация




 Рейтинг@Mail.ru