Архив для Сентябрь 1st, 2008

Георгий (инок-летописец)

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Георгий - инок-летописец; писал летопись до 1533 г.; она находится в Синодальной библиотеке.

Накашидзе

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Накашидзе - княжеский род, показанный в Высочайше утвержденном в 1850 году списке княжеским родам Гурии.

Захарьин Михаил Юрьевич

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Захарьин Михаил Юрьевич (писался также Кошкиным-Захарьиным, Юрьевым), двоюродный прапрадед царя Михаила , боярин великого князя Василия III . Был ратным воеводой в походах под Смоленск (1512 - 1514) и на Казань (1524), в качестве надзирающего “у всего наряду” (пушек). Исполнял Захарьин и важные дипломатические поручения: в 1511 г. был послом в Литве об обидах и убытках, а также с порученьем наладить тайную переписку великого князя с сестрой его, вдовствующей княгиней литовской Еленой ; в 1519 - 1520 гг. устраивал в Казани царем московского ставленника Шиг-Алея . При постоянном почти участии Захарьина шли и переговоры с послами литовскими, Герберштейном и др. (1509, 1517, 1520 - 1522, 1529). С 1511 г. Захарьин был окольничим, в 1520 г. пожалован в бояре. Близость его к великому князю ярко сказалась во время предсмертной болезни последнего. По его приказу Захарьин в числе немногих был вызван из Москвы к государю на совещания о духовной и потом все время находился при больном, поддерживал его при причащении, а в предсмертные минуты помогал его ослабевшей руке творить крестное знамение. В эпоху правления Елены и ее любимцев Захарьин незаметен; известно только участие его в походе на Казань в 1537 - 1538 гг. В том же 1538 г. он и скончался.

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Аверченко, Аркадий Тимофеевич, юморист. Родился в 1881 году в купеческой семье. Служил конторщиком в глухом угольном руднике. Издавал в 1907 году юмористический журнал “Штык”. С 1908 года, преобразовав “Стрекозу” в “Сатирикон”, сделался его редактором и создал ему исключительный успех. Этому немало содействовали бойкие, талантливые фельетоны и рассказы редактора. Напечатал ряд беллетристических и юмористических произведений в “Журнале для всех”, “Утре”, “Зрителе” и других изданиях, под собственным именем и под псевдонимом Аве.

Депп Александр Филиппович

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Депп (Александр Филиппович) - генерал-лейтенант, начальник 27-й пехотной дивизии, военный инженер; в последнюю русско-турецкую войну (1877 - 1878) был начальником инженеров действующей армии. По окончании кампании этот же пост занимал в Варшаве и много содействовал приведению в надлежащее состояние наших укреплений на западных окраинах. Умер в 1889 г.

Россия, разд. Востоковедение

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Даль Владимир Иванович

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Даль, Владимир Иванович - известный лексикограф. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик; мать - немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет, который и окончил по медицинскому факультету. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего “Толкового Словаря”, которые он начал собирать очень рано, все росли. В 1831 г. Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова: за неимением инженера, Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но император Николай I наградил его орденом. По окончании войны Даль поступил ординатором в санкт-петербургский военно-сухопутный госпиталь и близко сошелся с Пушкиным , Жуковским , Крыловым , Гоголем , Языковым , князем Одоевским . Первый его литературный опыт (”Русские сказки. Пяток первый”, Санкт-Петербург, 1832 - пересказ народных сказок) обнаружил его этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина она была запрещена, и Даль взят в III отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог ничего печатать под своим именем. Семь лет он прослужил в Оренбурге; за это время сопутствовал в 1837 г. наследнику (впоследствии императору Александру II ) в его поездке по краю и участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г. В 1836 г. он приезжал в Петербург и присутствовал при кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Даль не оставлял и медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых русских статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: “Современник”, 1838, ¦ 12). В 1834 - 1839 гг. он выпустил “Были и небылицы”. В 1838 г. Даль был выбран (за свои естественно-исторические работы) в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук; в 1841 г. назначен секретарем к Л.А. Перовскому , товарищу министра уделов, а потом заведовал (частным образом) особой канцелярией его, как министра внутренних дел, причем вместе с Н. Милютиным составил и вводил “Городовое положение в Санкт-Петербурге”. За это время им напечатаны статьи: “Полтора слова о нынешнем русском языке” (”Москвитянин”, 1842, I, ¦ 2) и “Недовесок” к этой статье (там же, часть V, ¦ 9), брошюры “О скопческой ереси” (1844, редкость) и “Об убивании евреями христианских младенцев” (1844), повесть “Похождения Х.Х. Виольдамура и его Аршета” (1844). В 1846 г. вышли “Сочинения Казака Луганского”. В то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в “Библиотеке для Чтения”, “Отечественных Записках”, “Москвитянине” и сборнике Башуцкого “Наши”, в том числе статьи “О русских пословицах” (”Современник”, 1847, книга 6), “О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа” (”Иллюстрации”, 1845 - 46, 2-е издание, Санкт-Петербург, 1880). С 1849 по 1859 г. он был управляющим нижегородской удельной конторой, что доставило ему возможность собрать разнообразный этнографический материал. За это время напечатаны статьи и сочинения Даля: “О наречиях русского языка” (”Вестник Императорского Географического Общества”, 1852, книга 6; перепечатана в “Толковом Словаре”); “Матросские досуги”, написанные по поручению великого князя Константина Николаевича (Санкт-Петербург, 1853); ряд статей о вреде одной грамотности без просвещения (”Русская Беседа”, 1856, книга III; “Отечественные Записки”, 1857, книга II; “Санкт-Петербургские Ведомости”, 1857, ¦ 245) и целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание: “Картины из русского быта”, Санкт-Петербург, 1861). В Нижнем Даль приготовил к изданию “Пословицы” и довел обработку словаря до буквы П. После переселения Даля в Москву начал выходить в свет его “Толковый словарь” (1-е издание, 1861 - 68; второе издание, Санкт-Петербург, 1880 - 82, и 3-е издание под редакцией профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ, Санкт-Петербург, 1903 - 1909) и напечатан другой капитальный труд всей жизни Даля: “Пословицы русского народа” (Москва, 1862; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1879). За это время появились в печати сочинения и статьи Даля: “Полное собрание сочинений” (Санкт-Петербург, 1861; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1878 - 84); “Повести” (Санкт-Петербург, 1861); “Солдатские досуги” (2-е издание, Санкт-Петербург, 1861); “Два сорока бывальщинок для крестьян” (Санкт-Петербург, 1862); записка о русском словаре (”Русская Беседа”, 1860, ¦ 1); полемика с Погодиным об иностранных словах и русском правописании (”Русский”, 1868, ¦ 25, 31, 39, 41). В 1868 г. Даль выбран в почетные члены Императорской Академии Наук (см. подробные разборы Грота , Шренка и Рупрехта в отчете о 4-м присуждении Ломоносовской премии, приложение к XVII т. “Записок Императорской Академии Наук”, 1870; статья А.Н. Пыпина в “Вестнике Европы”, 1873; книга 12 Котляревского в “Беседах общества любителей российской словесности”, 1868, выпуск 2; заметки Николича в “Филологических Записках”, Воронеж, 1871, ¦ 6, 1875 - ¦ 3; 1876 - ¦ 2; дополнения и заметки Шейна: приложение к XXV т. “Записок Императорской Академии Наук”, 1873, и Наумова, Санкт-Петербург, 1874). Собранные им песни Даль отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву . Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. В последние годы жизни Даль увлекся спиритизмом и сведенборгианством, занимался переложением первых книг Библии на простонародный язык (”Бытописание”; см. его историю в воспоминаниях Мельникова ), печатал новые “Картины русского быта” в “Русском Вестнике” (1867 - 68). Умер 22 сентября 1872 г., приняв еще в 1871 г. православие (до тех пор был лютеранином). Материалы для биографии Даля: статья П. Б. “В.И. Даль” (”Русский Архив”, 1872, ¦ 10); автобиографическая записка Даля (не окончена, там же, ¦ 11); “Воспоминания о В.И. Дале” (с извлечением из его писем и другой полной автобиографической запиской), Я.К. Грота (”Записки Императорской Академии Наук”, 1873, том XXII); “Из воспоминаний о покойном В.И. Дале” (”Церковная Летопись”, 1873, ¦ 37); “Воспоминания о Дале” П.И. Мельникова (”Русский Вестник”, 1873); биография Максимова, с подробной библиографией, в “Справочном энциклопедическом словаре” Старчевского (Санкт-Петербург, 1855, том IV); “Дневники Т.Г. Шевченка” (”Основа”, 1861 - 62) и А.В. Никитенка (”Русская Старина”, 1889 - 90); “Даль, по воспоминаниям его дочери, Е. Д.” (”Русский Вестник”, 1879, ¦ 7). Подробной биографии Даля до сих пор нет. Самая полная характеристика деятельности Даля - у А.Н. Пыпина, “История русской этнографии” (том I); о его отношении к крестьянскому вопросу см. у В.И. Семевского (”Крестьянский вопрос”, том II, стр. 273 - 278). Главное значение Даля - как собирателя-этнографа. Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать ему надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без всяких определенных научных целей. Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, поставили определенные цели его деятельности. В природе Даля, несмотря на естественно-историческое образование, полученное в Дерптском университете, было что-то мешавшее ему сделаться спокойным и точным ученым. Причиной этому была отчасти беспокойная бродячая жизнь, отчасти наклонность к поэтическому творчеству, отчасти, быть может, некоторый коренной, органический недостаток во всем духовном складе Даля (вспомним его увлечения гомеопатией, спиритизмом, Сведенборгом и т. д.). Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. д.), не всегда достоверного. Даль не мог понять (см. его полемику с А.Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на одно “русское ухо”, на “дух языка”, “на мир, на всю Русь”, при невозможности доказать, “были ли в печати, кем и где говорились” слова в роде “пособ”, “пособка” (от “пособить”), “колоземица”, “казотка”, “глазоем” и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Даля: “С грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять ее к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству, чтобы она не сбила с толку” и т. д. (напутное слово к Словарю). Этот разлад Даля с грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе “гнезда”, разумной в основе, но оказавшейся не по силам Далю. Благодаря этому у него “дышло” (заимствованное из немецкого “Deichsel”) стоит в связи с “дыхать”, “дышать”, “простор” - с “простой” и т. д. Тем не менее Словарь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в свое время его высоко ставили такие ценители, как Белинский и Тургенев . Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел, и главная заслуга его в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом. Своей этнографической цены некоторые очерки Даля не утратили и до сих пор. С. Булич.

Сопиков Василий Степанович

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Сопиков (Василий Степанович, 1765 - 1818) - известный библиограф; сын купца, первоначально торговал книгами; в 1811 г. при содействии А.Н. Оленина поступил на службу в публичную библиотеку помощником библиотекаря русского отдела, где и занялся приведением в порядок книг на славянском и русском языках; в 1812 г. С. был командирован в Олонецкую губернию для сопровождения туда 200 ящиков книг и рукописей, составляющих драгоценнейшее достояние библиотеки. По возвращении С. занялся подготовкой и обработкой материалов для своего “Опыта российской библиографии”. Об этом важном труде см. ст. Библиография. В 1876 г. вышел “Алфавитный указатель имен” к “Опыту”, составленный П.О. Морозовым , а в 1900 г. “Указатель к книгам гражданской печати”, составленный В.Н. Рогожиным. Кроме “Опыта” С. издал сочинение Монтескье “О существе законов” в переводе Д.И. Языкова и перевод с французского “Пифагоровых законов и нравственных правил”.

Поленов Алексей Яковлевич

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Поленов (Алексей Яковлевич) - законовед XVIII века (1738 - 1816). Воспитанник академической гимназии и университета, Поленов в 1762 г. был отправлен за границу, где до 1767 г. занимался римской историей и древностями, юридическими науками и французским языком. Числясь до 1771 г. при академии наук без всякой должности, Поленов написал замечательное для того времени исследование “О крепостном состоянии крестьян в России” на предложенную в 1766 г. вольным экономическим обществом тему: “Что полезнее для государства, чтобы крестьянин имел в собственности землю, или только движимое имение, и сколь далеко на то и другое вопрос простирается”. В этом сочинении, увенчанном золотою медалью “с прописанием на оной имени автора”, Поленов довольно подробно излагает печальные стороны крепостного состояния, предлагает для исправления их обязательное обучение крестьян грамоте и настаивает на необходимости уступки в их пользу части помещичьей земли “за определенную повинность и с ограниченным правом”, рекомендуя и другие меры для улучшения общественного устройства и поднятия сельского хозяйства, нашедшие применение лишь значительно позже. Напечатано это рассуждение в “Русском Архиве” (1865, III). Вместе с Башиловым Поленов трудился, по поручению академии, над изданием 2-х частей Никоновой летописи (1768). Последующие его труды ограничивались переводами (”Размышления о причинах величества римского народа и его упадка” Монтескье, “Рассуждение о причинах установления или уничтожения законов” Фридриха II, “О свойстве нравов человеческих” Феофраста). Позже Поленов служил в Сенате, заемном банке и комиссии составления законов Российской Империи, где занимался разработкою уголовных законов. Составил оставшуюся ненапечатанной первую часть истории Мальтийского ордена. Ср. его биографию, написанную Д.В. Поленовым в “Русском Архиве” (1865, III).

Благовещенский Александр Афанасьевич

Понедельник, Сентябрь 1st, 2008

Благовещенский (Александр Афанасьевич) - историк (1847 - 94). Окончил курс в спб. духовной академии. Его труды: “Остров Эзель, гор. Аренсбург и их достопримечательности” (СПб., 1881); “История старой Казанской духовной академии, 1797 - 1818″ (Казань, 1875); “История казанской духовной семинарии за XVIII - XIX столетия” (Казань, 1883).

Navigation

Search

Archives

Сентябрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Синдикация