Архив для Май, 2008

Кизерицкий Гангольф Егорович

Суббота, Май 31st, 2008

Кизерицкий, Гангольф Егорович - археолог (1847 - 1903). Окончил курс в Дерптском университете. Состоял хранителем отделения древностей Эрмитажа, где оборудовал Никопольскую залу и отделение средних веков и эпохи возрождения. Главные его труды: “Nike in der Vasenmakerei” (1876, магистерская диссертация); “Хотанские древности из собрания Петровского” (”Записки Восточного отделения Русского археологического общества”, 1895); “Музей древней скульптуры Эрмитажа” (Санкт-Петербург, 1901). После смерти Кизерицкого в обработке Вацингера вышли “Die Grabreliefs Sudrusslands”. - См. Е.М. Придик, “Западное Классическое отделение Русского Археологического Общества” (том IV, 265 слов).

Симанские

Суббота, Май 31st, 2008

Симанские - дворянские роды. Один из них восходит ко второй половине XVII века. Александр Лукич Симанский был вице-адмиралом и главным командиром Рижского порта (1801). Этот род внесен в VI часть родословных книг Псковской, Московской Новгородской и С.-Петербургской губерний (Гербовник, III, 91). Другой род С., известный с 1668 г., внесен во II часть родословной книги Нижегородской губернии.

Смагин Ефим

Суббота, Май 31st, 2008

Смагин (Ефим) - стихотворец начала XIX века. Напечатал ряд стихотворений в “Новостях русской литературы” за 1803 и 1805 гг. и в “Минерве” 1806 г.

Иона (в миру Иван Дмитриевич Павинский)

Суббота, Май 31st, 2008

Иона, в миру Иван Дмитриевич Павинский - проповедник (1773 - 1828), сын священника, учился в Александро-Невской семинарии. Был епископом орловским, архиепископом тверским, в 1826 г. переведен в Казань. В 1827 г. крещеные татары в числе нескольких тысяч душ подали на Высочайшее имя 14 прошений об оставлении их в магометанстве; крещеные вотяки и черемисы, числом 4-х тысяч, торжественно совершили языческий обряд жертвоприношения в деревне Варангуше, Царевококшайского уезда. Это массовое отпадение крещеных инородцев казанской епархии от христианства произвело удручающее впечатление в правящих духовных сферах.

Николай (в миру Николай Александрович Налимов)

Суббота, Май 31st, 2008

Николай, в миру Николай Александрович Налимов - духовный писатель (1852 - 1914), воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Был архиепископом владимирским и суздальским. Кроме “слов” и речей, помещенных в “Прибавлениях к Церковным Ведомостям”, отдельно издал: “Слово, произнесенное в день общего собрания членов братства преподобного Авраамия” и “Поучение в день восшествия на престол Государя Александра Александровича”. - См. “Церковные Ведомости”, 1914, ¦ 29 (некролог Николаю).

Живибунд I

Суббота, Май 31st, 2008

Живибунд I - сын Доршпрунга, князь Литовско-Завилейский, один из древнейших владетелей Литвы. Управлял 31 год Литовско-Завилейским княжеством. Умер в 1056 г., оставив наследником сына Живибунда II, женой которого была Поята, единственная дочь Кернуса , князя литовско-русского. Под властью Живибунда II были соединены владения отца его и тестя. В 1114 г. Живибунд II отбил набеги на Литву Глеба , князя Минского, напал на княжество Минское, разорил его и сжег город Минск. Он беспрестанно вел войны, желая этим обеспечить своим потомкам спокойное княжение в Литве. Умер в 1162 г.

Карякины (Корякины)

Суббота, Май 31st, 2008

Карякины (Корякины) - русские дворянские роды. Родоначальник одного, Владимир Афанасьевич Карякин, за отличие во время московского осадного сиденья, пожалован вотчиной (1624). Потомство его внесено в VI часть родословной книги Владимирской губернии. Другой род, испомещенный в 1629 г., внесен в VI часть родословных книг Тверской и Ярославской губерний. Остальные роды Карякиных, числом восемь, позднейшего происхождения. В. Р.

Фишер Федор Богданович

Суббота, Май 31st, 2008

Фишер (Федор Богданович, Eriedrich-Ernst-Ludwig von Fischer) - ботаник (1782 - 1854). В 1804 г. Ф. окончил курс в университете в Галле и защитил диссертацию на степень доктора медицины: “Specimen de vegetabilium imprimis felicum propagatione”. Вскоре Ф. был приглашен управлять садом графа Алексея Разумовского в Горенках (см.), близ Москвы. С 1812 г. был также адъюнкт-профессором при Московском университете. В 1823 г. аптекарский сад в Петербурге был преобразован в Императорский ботанический сад и Ф. был назначен его директором. Благодаря стараниям Ф., сад вскоре получил европейскую известность. С 1819 г. Ф. был членом Императорской Академии Наук. Управление садами в Горенках и Императорским ботаническим садом поглощали все силы и все время Ф. и число его печатных трудов сравнительно не велико. Из них можно указать: “Descriptio plantarum rariorum Sibiriae” (”Memoies de la soc. Imp. des natur. de Moscou”, 1812, с 9 таблицами); “Synopsis Astragalorum Tragacantharum” (I. с. 1853); значительное число новых видов растений описано им совместно с К.А. Мейером в каталогах семян Императорского ботанического сада (1835 - 1846). Биография и список трудов Ф., написанные Траутфеттером , помещены в “Billetin de la soc. Imp. des natur. de Moscou” (1865, стр. 585).

Шторх Андрей Карлович (Heinrich Storch)

Суббота, Май 31st, 2008

Шторх (Андрей Карлович, Heinrich Storch, 1766 - 1835) экономист, после Христиана Шлецера первый в России популяризатор идей Адама Смита. Уроженец Остзейского края, Шторх высшее образование получил в Гейдельбергском и Иенском университетах. В 1789 г. он был назначен преподаватель кадетского корпуса в Санкт-Петербурге; в 1796 г. избран членом санкт-петербургской академии наук; позже был ее вице-президентом. В 1799 г. Шторх назначен был учителем великих княжон; позже на него было возложено преподавание курса политической экономии великим князьям Николаю Павловичу и Михаилу Павловичу . Лекции, читанные Шторхом великим князьям, послужили основанием для крупнейшего труда Шторха, напечатанного на французском языке под заглавием: “Cours d’economie politique ou exposition des principes qui determinent la prosperite des nations” (Б. и Галле, 1815; Рау издал в 1819 г. книгу Шторха на немецком языке со своими примечаниями; в 1823 г. Ж.Б. Сэ перепечатал курс Шторха, снабдив его критическими примечаниями). Считаясь в первой четверти XIX века одним из лучших учебников по политической экономии, курс Шторха имеет особое значение в истории экономической литературы в России. Хорошо знакомый с хозяйственным и общественным строем России, как это видно из других, ниже указываемых его работ, Шторх часто иллюстрирует свои теоретические воззрения примерами из русской жизни. Он резко осуждает крепостное право, в котором видит главную причину отсталости России; в неприкрашенном виде представлены Шторхом темные порядки тогдашней русской юстиции и отмечены расточительность и задолженность наших вельмож. Книга Шторха не могла, по цензурным соображениям того времени, появиться в русском переводе. Следуя, главным образом, Адаму Смиту, Шторх пользуется также трудами Гарнье, Ж.Б. Сэ, Сисмонди, Тюрго, Бентама. Несмотря на то что многие страницы его курса представляют почти буквальное заимствование из сочинений названных авторов, автору нельзя отказать в оригинальной разработке некоторых экономических доктрин (например, учения о ценности, которая, по его мнению, создается полезностью, и учения о “невещественных” благах), а равно в самостоятельной и искусной критике многих положений Адама Смита. Согласно Адаму Смиту, Шторх отрицательно относится к меркантилизму и является сторонником свободы торговли. В то же время Шторх отмечает относительное историческое значение различных направлений экономической политики. По мнению Шторха, каждой ступени хозяйственного развития соответствует наиболее выгодный род деятельности; в примитивном строе всего выгоднее сельское хозяйство; по мере развития хозяйственного быта выгоды от сельского хозяйства медленнее прогрессируют, чем прибыли в других сферах деятельности, и сельское хозяйство начинает отставать от быстро растущих торговли и промышленности, причем торговля развивается раньше, чем обрабатывающая промышленность. Вполне расходится Шторх с Адамом Смитом в определении производительного труда. По учению Шторха, блага делятся на вещественные и невещественные; совокупность первых составляет национальное богатство (richesse nationale), совокупность вторых - национальную цивилизацию (civilisation nationale); и те, и другие вместе составляют национальное благосостояние (prosperite nationale). Невещественные блага делятся на главные - здоровье, знание, ремесленная ловкость, вкус, нравственность, религиозность - и вспомогательные - безопасность и досуг. Шторх полагает, что главные невещественные блага также могут быть накопляемы и обращаемы, как и вещественные блага; отсюда следует, что труд создающих невещественные блага - например, учителей, врачей, чиновников - следует считать в такой же степени производительным, как и труд земледельца и фабричного рабочего. Если по Смиту все, кто занимаются так называемыми услугами, живет на счет труда земледельцев и промышленных рабочих, то с одинаковым основанием, по мнению Шторха, можно сказать, что земледельцы и промышленные рабочие живут за счет тех, кто создает им безопасность, снабжает их знаниями и заботится об их здоровье. Правильно различая народный доход от частного, Шторх относит в состав народного дохода и продукты духовного труда. Сохраняя деление первичного и производного частного дохода, Шторх считает производным доходом лишь такой, который приобретается безвозмездно или неправомерно, как, например, доход, получаемый путем дарения, милостыни, обмана, воровства; в основании же первичного дохода лежит труд физический или умственный. По вопросу о бережливости, как источнике накопления богатства, Шторх отмечает некоторую односторонность Адама Смита, рекомендующего наивозможную бережливость с целью обращения чистого народного дохода на производительные отрасли труда; по Шторху, богатство заключается не в сокращении потребностей, а в возможности удовлетворения наибольшего их числа; сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности; с умножением потребностей растет и производительность труда. Другие труды Шторха: “Statistische Uebersicht der Statthalterschaften des russischen Reichs nach ihren merkwurdigsten Kulturverhaltnissen” (Рига, 1795; несмотря на сжатость изложения, содержит весьма ценный и хорошо сгруппированный материал для суждения о политических и экономических условиях русской жизни в конце XVIII века; тот же материал в более обширном виде представлен в 9-томном труде: “Historisch-statistische Gemalde des russischen Reichs”, Рига, 1797 - 1803, где мы находим весьма полное и точное описание русского хозяйственного строя того времени). Продолжением к этому труду служит “Russland unter Alexander I”, 27 выпусков, СПб., 1803 - 1811); “Le revenu national considere sous un nouveau point de vue” (1819; в изданиях Академии Наук так же напечатаны были 4 его статьи о теории ценности и одна о найме); “Considerations sur la nature du revenu national” (Париж, 1824; и на немецком языке, Галле, 1825; составляет 5-й том его курса); “Zur Kritik des Begriffes vom Nationalreichtum” (СПб., 1827). М. М-н.

Вейсман фон-Вейсенштейн Отто-Адольф

Суббота, Май 31st, 2008

Вейсман фон-Вейсенштейн (Отто-Адольф) - один из отличнейших русских генералов, происходил из лифляндской дворянской фамилии; службу начал в 1744 г., а боевая деятельность открылась для него во время Семилетней войны, где он участвовал в сражениях при Грос-Егерндорфе и при Цорндорфе, и в последнем получил две раны. В 1768 г. Вейсман командовал белозерским пехотным полком и находился в корпусе войск, занимавших Польшу. Однажды, преследуя конфедератов, он, по следам их, перешел турецкую границу и, в пылу боя, предал пламени город Балту, последствием чего было объявление нам Турциею войны. Вейсман, поступив с полком своим в армию князя Голицына , участвовал во всех важнейших действиях кампании 1769 г. и особенно отличился при истреблени (в ночь с 6 на 7 сентября) 9-тысячного турецкого корпуса на левом берегу Днестра. Начальствуя затем бригадою в армии Румянцева , он участвовал в сражениях при Ларге и Кагуле. 14 ноября 1770 г. Вейсман, переправившись с небольшим отрядом через Дунай, неожиданно появился у крепости Исакчи, откуда турки, пораженные паникою, бежали в Бабадаг. Кампания 1771 г. открылась его же действиями: 23 марта, переправившись через Дунай, он вытеснил турок из Тульчи, 14 апреля истребил в Исакче значительные магазины и захватил всю артиллерию, а 19 мая имел блестящее дело под Тульчею. 20 октября Вейсман снова явился под Тульчею, рассеял стоявшие у нее турецкие войска, взорвал укрепления, а затем, быстро появившись у Бабадага, заставил верховного визиря бежать оттуда; затем он обратился на Исакчу, взял и разрушил ее, забрав в эту экспедицию 179 орудий. В кампанию 1773 г. Вейсман опять первым переправился через Дунай и 7 июля разбил 10-тысячный турецкий корпус при Гурдабале (30 верст ниже Силистрии), чем очистил переправу для главной армии. При дальнейшем движении к Силистрии Вейсман, командуя авангардными войсками, неоднократно имел случаи выказать свою отвагу и распорядительность, занял ближайшее к Силистрии укрепление и держался в нем до обратного движения армии Румянцева за Дунай. 24 июля Вейсман по приказанию главнокомандующего атаковал армию сераскира, расположенную в почти недоступной позиции, у деревни Кучук-Кайнарджи, но здесь был убит. Смерть Вейсмана была предметом искреннего сожаления всей армии. Суворов всегда отзывался о нем, как об одном из величайших генералов века Екатерины . В переписке своей, говоря о делах Румянцевской кампании, он писал: “Вейсмана не стало - я остался один”.

Navigation

Search

Archives

Май 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июнь »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Синдикация




 Рейтинг@Mail.ru