Архив для Март, 2008

Богдановичи

Понедельник, Март 31st, 2008

Богдановичи. Существует целый ряд старинных дворянских родов Богдановичей и Б.-Дворжецких польского происхождения, записанных в шестую и первую части губерний: Виленской, Волынской, Гродненской, Минской, Ковенской, Могилевской, Киевской и Подольской. От этих выходцев происходят и две ветви Богдановичей, записанные в шестую часть родословной книги Смоленской губернии, а также Богдановичи, записанные в первую часть родословных книг Полтавской и Харьковской губерний. В. Р-в.

Арсений (в миру Василий Иванович Верещагин)

Понедельник, Март 31st, 2008

Арсений (в миру Василий Иванович Верещагин) - см. в статье Арсений (имя духовных писателей и проповедников) .

Куинджи Архип Иванович

Понедельник, Март 31st, 2008

Куинджи Архип Иванович - известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: “Татарская сакля в Крыму”, которую выставляет на академической выставке в 1868 г., и становится вольнослушателем академии. В 1872 г. за картину “Осенняя распутица” он получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину “Снег”, за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину “Вид на остров Валаам”, в Петербурге - “Ладожское озеро”. В 1874 г. на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет “Забытую деревню”, в 1875 г. - две: “Степи” и “Чумацкий тракт”, в 1876 г. - знаменитую “Украинскую ночь”. Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 г. “Украинская ночь”, вместе с “Видом на остров Валаам” и “Чумацким трактом”, появляется на всемирной выставке в Париже. Парижская художественная критика чрезвычайно сочувственно встретила картины Куинджи. В 1877 г. Куинджи делается членом товарищества передвижных выставок; в 1878 г. выставляет “Лес” и “Вечер в Малороссии”, возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 г. он выставляет “Север”, “Березовую рощу”, “После грозы”; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: “Ночь на Днепре”; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский , Страхов , Менделеев , Тургенев . В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 г., также отдельно, Куинджи выставил “Березовую рощу”, имевшую столь же крупный успех, а в 1882 г. “Днепр утром” вместе с “Березовой рощей” и “Ночью на Днепре”. После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 г. он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 г. пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 г. Куинджи скончался. Хотя Куинджи и нельзя назвать учеником Айвазовского , но последний имел на него, несомненно, некоторое влияние в первый период его деятельности; от него он заимствовал многое в манере писать, в выборе тем, в любви к широким пространствам. В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к кружку передвижников; для этого периода наиболее характерны его “Осенняя распутица”, “Забытая деревня” и “Чумацкий тракт”, хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению. “Украинская ночь” знаменует перелом в творчестве Куинджи. Крамской пишет, что картины Куинджи “ошеломляюще новы”. Картины Куинджи значительно потемнели, и теперь нельзя судить о их первоначальной силе красок; но для своего времени они были настоящим откровением. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом. Несмотря на то, что с 1882 г. Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников. Куинджи был прекрасным преподавателем; оберегая своих учеников от подражательности, он стремился развить в каждом из них самобытность, вдохнуть в них свою горячую любовь к природе; к ученикам его принадлежат такие талантливые художники, как Рерих , Богаевский , Латри, Рылов, Химона, Пурвит. В 1898 г. Куинджи повез группу своих учеников за границу, показав им памятники искусства и музеи Германии, Франции и Австрии. Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники. Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. “Ночь на Днепре” находится у великого князя Константина Константиновича , “Березовая роща” и “Степь” - в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: “На острове Валааме”, “Забытая деревня”, “Степь”, “Чумацкий тракт”, “Украинская ночь”, “Север”, “Березовая роща”, “После грозы”, “Днепр утром” и “Закат в лесу”; в музее императора Александра III в Петрограде - “Вечер в Малороссии”, “Туман на море”, “Радуга” и эскизы: “Лунная ночь”. - См. М.П. Неведомский и И.Е. Репин “Куинджи”; А. Ростиславов “Куинджи”; Н. Александров “Значение Куинджи”; Александр Бенуа “История русской живописи в XIX веке”; его же “Русская школа живописи”; И. Остроухов и С. Глаголь “Художественная галерея П. и С. Третьяковых”. С. Р-ва.

Васильева Екатерина Николаевна

Понедельник, Март 31st, 2008

Васильева Екатерина Николаевна - драматическая артистка (1829 - 77). Отец, Н.В. Лавров - известный в свое время оперный певец; мать, урожденная Сабурова - оперная певица. 9 лет от рождения отдана была в пансион в Москве, где пробыла недолго. В 1840 г. умер отец Васильевой, и ее отвезли в Петербург и там поместили в частное учебное заведение. Два года пробыла Васильева в петербургской школе. Ее повлекло в Москву, на сцену, в родственную стихию. Способности ее обнаружились еще во время бытности ее в московском театральном училище. Дебют ее на московской сцене, в 1845 г., был вполне успешен. Пробыв некоторое время в СПб., на Александринской сцене, она в 1847 г. вернулась в Москву. Несмотря на то, что московский Малый театр блистал тогда ансамблем и был богат звездами первой величины, молодая артистка скоро заняла в нем выдающееся место. Талант Репиной уже нашел преемство в столь же прекрасном таланте Косицкой , 18-летняя дочь Лаврова вспыхнула новой звездочкой, которая с течением времени разгоралась все ярче. Ее гибкий талант подходил и для водевиля, и для высокой комедии, и даже для трагедии. В продолжение 30-летней своей службы, переходя от амплуа к амплуа, Васильева переиграла множество ролей, старательно, умно, проникновенно. В первый период деятельности она выступала в ролях Софьи (”Горе от ума”), Дездемоны, Корделии и Офелии. В 1861 г. Васильева перешла на характерное амплуа, с наклоном к ролям пожилых женщин и старух. И в этот второй период своей деятельности она выказала новые стороны своего дарования, между прочим - в произведениях Шекспира, Мольера и Островского . В 1850 г. она вышла замуж за С.В. Васильева . Пав. Рос-в.

Казначеевы

Понедельник, Март 31st, 2008

Казначеевы - дворянский род. Родоначальник Федор Семенович, казначей Олега рязанского (1385). Павел и Григорий Борисовичи и Иван Степанович Казначеевы, за московское осадное сиденье, жалованы вотчинами (1610). В XVII в. многие Казначеевы служили стольниками и стряпчими. Александр Иванович (1788 - 1880) и Алексей Гаврилович (1822 - 1888) Казначеевы были сенаторами. Род Казначеевых внесен во II, III и VI части родословных книг Рязанской, Таврической и Тамбовской губерний.

Щелкалов Василий Яковлевич

Понедельник, Март 31st, 2008

Щелкалов Василий Яковлевич - см. в статье Щелкаловы (думские дьяки) .

Фительберг Григорий

Понедельник, Март 31st, 2008

Фительберг (Григорий) - русский композитор и скрипач (родился в 1879 году). Написал симфонию (e-moll), увертюру, 2 фуги для струнного оркестра, трио, 2 сонаты для фортепиано и скрипки, польскую рапсодию для фортепиано, концерт для скрипки с оркестром, 2 сонаты для фортепиано.

Глинский Генрих

Понедельник, Март 31st, 2008

Глинский (Генрих Glinski) - современный польский публицист, сотрудник петербургского “Kraj”.

Булгак Иосафат

Понедельник, Март 31st, 2008

Булгак, Иосафат - русский греко-униатский митрополит (умер в 1838 г.). Сын католика-помещика, Булгак получил высшее образование в римской коллегии De propaganda fide, вступил в униатский Базилианский орден и сделался деятельным его членом. Возведенный в сан епископа и управляя брестскою, а затем луцкою епархией, Булгак, несмотря на противодействие белого униатского духовенства, достиг в 1817 г. поста греко-униатского митрополита. Булгак обладал спокойным, сосредоточенным характером и отличался высокою набожностью, был ревностный папист и приверженец унии, что не помешало известной части белого униатского духовенства начать еще при жизни митрополита подготовительные работы к воссоединению униатов с православною церковью. Булгак погребен на православном кладбище Сергиевой пустыни, близ Петергофа.

Сокольский Герасим

Понедельник, Март 31st, 2008

Сокольский (Герасим) - стихотворец и переводчик начала XIX века, сотрудник “Друга Юношества”, 1812 - 14 гг.; “Амфиона” 1815 г.; “Современного Наблюдателя” 1815 г.; “Вестника Европы”, 1814 - 18 гг., “Трудов Общества Любителей Российской Словесности при Московском Университете”, 1816 - 17 гг. (”Речь о пользе правил словесности”).

Navigation

Search

Archives

Март 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Синдикация